Институт Оценки Программ и Политик
Институт оценки программ и политик (ИОПП) был создан в 2004 году командой экспертов с целью продвижения и применения в России передовых методов оценивания эффективности, результативности, политических последствий реализации государственных политик и государственных программ, административно-государственных мероприятий.
 
О нас Новости Анонсы Проекты Услуги Материалы English
Анонсы

Российская Ассоциация специалистов по оценке программ и политик (АСОПП) проводит свою ежегодную конференцию «Оценка программ и политик в эпоху кризиса: вызовы и возможности» в Новосибирске 6-7 октября 2016 г. Накануне конференции (5 октября 2016 г.) пройдут обучающие семинары.


26-30 сентября 2016 года в Маастрихте (Нидерланды) пройдет очередная конференции Европейского общества по оценке «Будущее оценки в Европе и за ее пределами: связность, инновации и использование» (Evaluation Futures in Europe and Beyond: Connectivity, Innovation and Use).


Российская Ассоциация специалистов по оценке программ и политик (АСОПП) проводит конференцию «Оценка программ и политик в России: становление профессии» в Москве 29-30 октября 2015 года. Накануне конференции (28 октября 2015 г.) пройдут обучающие семинары.


Избранный президент Д.А. Медведев вновь высказался за оценку последствий принимаемых законов - Комментарий ИОПП
21 Марта 2008г.
19 марта 2008 г. избранный президент Дмитрий Медведев на встрече с новым составом Общественной палаты вновь высказался за оценку последствий принимаемых законов.

На встрече, посвященной работе над концепцией долгосрочного развития России до 2020 года ("Российская газета", 20.03.2008), членами ОП был поднят вопрос об экспертизе российского законодательства. "Одним из источников правового нигилизма являются недостатки нашего законодательства, - заявил заместитель секретаря ОП, президент МГЮА Олег Кутафин, - потому что мы никогда не продумываем последствия принимаемого закона".

Одним из способов улучшения качества законотворчества, по его мнению, может стать обязательное направление всех законов на суд Общественной палаты. А уж палата сама бы решила, что стоит подвергать экспертизе, а что нет. Более того, Кутафин уверен, что ОП надо дать возможности, схожие с возможностями Конституционного суда. То есть на любое обращение Палаты ведомства и общественные организации должны давать заключения.

- У нас вся работа над законопроектами построена по-другому, - признался Дмитрий Медведев. - Никогда не было комплексного взгляда, каковы последствия законопроекта.

Министерства же при оценке документов ориентируются на одни и те же принципы. Минфину важно, чтобы закон не привел к дополнительным издержкам бюджета, а Минюст все время отписывается, что к законопроекту нет замечаний правового характера.

"Я поддерживаю идею обязательной экспертизы, - согласился после непродолжительного раздумья избранный президент. - Правда, нельзя доводить до ситуации, когда все экспертные организации будут молотить на Общественную палату, а палата будет проталкивать экспертизы, которые не нужны".

Оперативный комментарий ИОПП:
Дмитрий Медведев уже не в первый раз высказывается на тему последствий правоприменения и качества законов. 25 апреля 2007, на конференции, посвященной 15-летию образования арбитражных судов, он отмечал, что "во многих министерствах хромает работа по экспертизе законопроектов". 15 февраля 2008, в своей речи на V-м Экономическом форуме, он, в частности, отметил: «Одной из причин несоблюдения законов является, к сожалению, их не всегда еще высокое качество. (…) И сегодня важно последовательно работать над улучшением законодательства. (…) Каждая новая правовая норма требует детального анализа с точки зрения ее последствий для жизни людей. Возложение каких-либо новых обязанностей и издержек должно иметь обоснование, с которым в принципе должна соглашаться значительная часть общества. Считаю, что все законодательные инициативы и проекты других нормативных правовых актов должны проходить публичное обсуждение и общественную экспертизу».

Действительно, пока многие российские юристы, получившие традиционное образование, склонны занимать позицию «нормативного идеализма» и игнорировать различия между законодательством (правовыми нормами), с одной стороны, и социальной и экономической реальностью – с другой. При подготовке законопроектов приверженцы этой позиции склонны игнорировать импульсы общественных проблем, факты действительности, экономические проблемы. Также почти отсутствует интерес к последствиям, возникающим в результате применения законодательства.

Решение подобных вопросов должно быть основано на привлечении исследователей, придерживающихся т.н. направления "evidence-based lawmaking", в котором центральное место отводится наблюдаемой действительности: Какие ограничения должен учесть законодатель? Какое воздействие окажет данный законопроект? Возможно ли использовать предлагаемый закон и может быть его следует ввести «на время», как эксперимент (sunset legislation)? К каким последствиям приведет его применение? Наше мнение во многом разделяют составители «Доклада Совета Федерации о состоянии законодательства в Российской Федерации», посвятившие ОРВ отдельный параграф – «Оценка регулирующего воздействия законодательства: постановка задачи», где указывается на «актуальность формирования института общественной экспертизы и оценки регулирующего воздействия, позволяющих учитывать интересы и потребности всех социальных групп».

В качестве первоочередных мер ИОПП предлагает:
1. Формирование общественной и парламентской поддержки (обсуждение в комитетах Государственной Думы и Совета Федерации, проведение парламентских слушаний, научных конференций);
2. Уточнение регламентных норм, в том числе внесение изменений в регламенты обеих палат Федерального собрания и Правительства РФ, предусматривающих проведение ОРВ при подготовке и рассмотрении законопроектов, расширение полномочий Министерства юстиции в части сопровождающего и конечного («суммативного») оценивания принятых нормативных правовых актов;
3. Разработка методологии и регламента проведения ОРВ;
4. Создание системы курсов повышения квалификации для государственных служащих по оценке регулирующего воздействия и внесение соответствующих учебных дисциплин в стандарты нового поколения по направлению / специальности «Юриспруденция».

См. также более ранние комментарии ИОПП по внедрению ОРВ в России:
  • 11 февраля 2008 - ОРВ - поможет ли улучшить законопроектную деятельность в РФ?

  • 9 февраля 2008 -Внедрение оценки регулирующего воздействия на региональном уровне - top-down или bottom-up?
  •  
    Контактная информация:
    117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 69/75, офис 1003
    Тел./факс: + 7 (499) 504-41-47
    © Институт оценки программ и политик, 2004-2014
    Эл. почта: mail@iopp.ru