Оценка эффективности работы губернаторов/муниципалитетов передана правительству - Комментарий ИОПП
30 Апреля 2008г.
Москва. 28 апреля. ИНТЕРФАКС - Президент В.В. Путин подписал изменения в указ "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и издал Указ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», сообщила пресс-служба президента. Изменения, внесенные в предыдущую редакцию Указа президента РФ от 28 июня 2007 года, устанавливающего систему оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, носят уточняющий характер и не затрагивают существенных положений системы. Так ключевая роль в оценке эффективности деятельности региональной власти принадлежит президенту РФ. К его компетенции относится утверждение перечня показателей эффективности и принятия решений по результатам рассмотрения подготовленного сводного доклада. Обязанности по сбору статистических и ведомственных данных, сверке их достоверности по каждому региону, а также уточнению существующий методик возлагаются на правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти.
- эл. версия Указа «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28 апреля 2008 г. №607, вкл. показатели:
http://www.kremlin.ru/text/news/2008/04/164548.shtml
- эл. версия Указа «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/04/164544.shtml
Комментарий ИОПП:
Расширениe функций оценки российского правительства плодотворно сравнить с опытом системы Best Value-regime (Великобритания) для измерения эффективности политики и управления на местах, также проводившейся "сверху-вниз".
За последние 30 лет муниципальное самоуправление в Великобритании во многом утратило свой самостоятельный статус. Вначале правительство Тэтчер – в целях приватизации и поддержки аутсорсинга муниципальных функций – серьезным образом вмешивалось в полномочия муниципалитетов (Counties, Districts) – напр., внедрение Compulsory Competitive Tendering в Local Government Planning and Land Act (1980), учреждение Audit Commission (1983).
Лейбористское правительство лишь усилило контроль, заменив процедуру CCT на процедуру Best Value Regime (Local Government Act, 1999), в соответствии с которым был внедрено управление по результатам на уровне муниципалитетов
Каждая часть муниципального бюджета должна подвергаться процедуре оценивания каждые пять лет
Каждое такое оценивание состоит из четырех компонентов – (а) успешно ли достигнуты поставленные цели (б) интервьюирование всех стейкхолдеров на муниципальном уровне (в) сравнение достигнутых результатов с успехами других «провайдеров» аналогичных услуг (г) проверка конкурентоспособности оказанных услуг
Муниципалитет должен определить широкую палитру индикаторов (performance indicators), по которым их и будут проверять. Число индикаторов для крупных городов доходило до 100.
Каждый год муниципалитет предлагает план улучшения этих индикаторов (performance plan“). Решающей часть Best Value Regime является то, что измерение эффективности отнесено к компетенции центра (Audit Commission). Позитивный исход оценивания поощряется дополнительным финансированием и освобождением от ряда нормативных запретов, а негативный, наоборот, более жестким контролем либо - в экстремальных случаях – увольнением главы избранного муниципалитета и присылкой комиссаров из центра)
C 2001 применяется расширенная процедура - Comprehensive Performance Assessment – в результате которой аудиторы центра и другие инспектора (напр. „Social Services Inspectorate) сводят разновесные индикаторы к пятибалльной шкале („великолепно, хорошо, приемлемо, плохо, нетерпимо), после чего и применяются те ли иные поощрения или санкции.
По итогам двух процедур, затронувших в 2002-2003 гг. 150 из 230 британских муниципалитетов (в т.ч. – все крупные и средние города), был собран значительный позитивный и негативный опыт. Основная критика звучала со стороны ученых и практиков муниципального управления, в частности – касательно методики, веса отдельных индикаторов, неравности институциональных условий для коммун. Сами чиновники признавали, что суммарная оценка часто менялась в последнюю минуту по политическим причинам.
Последнее время BVR сильно критиковался, и вскоре ИОПП планирует подробнее рассмотреть этот сюжет.