"Развитие оценивания: между рационализацией и легитимацией" - гендиректор ИОПП выступил с докладом в университете г. Берна
По приглашению
"Сети поддержки оценивания в федеральных органах власти Швейцарии" генеральный директор ИОПП Д.Б. Цыганков выступил в университе г. Берне (Швейцария) с докладом на немецком языке "Развитие оценивания в постсоветских странах - между рационализацией и легитимацией. Опыт России и СНГ" (Entwicklung der Evaluation in Post-Sowjet Laender - zwischen Rationalisierung und Legitimierung. Fall Russland und GUS-Staaten).
Тезисы доклада на немецом языке
Тезисы доклада на русском языке:
1. Хотя в течение последних десятилетий оценочные исследования проводятся все в большем объеме, в политической практике использование результатов оценивания так и не стало повсеместным правилом. Информация об оценивании, ее концепции и аргументы постепенно и опосредованно, через группы интересов, влияние экспертов и масс-медиа, "просачиваются" в процесс принятия политический решений.
2. Очень упрощенно, чиновники, принимающие политико-административные решения, преследуют две группы целей при привлечении и использовании знаний. Во-первых, научно-центрированные (приобретенные наукой знания могут увеличить рациональность политической практики; во-вторых, прикладные (легитимация предлагаемых программ или уже принятых решений). В соответствии с этим, сторонники расширения использования / интеграции оценивания в государственное управление говорят о вызовах «эффективности» современного управления, а его критики – о “ритуалах верификации” современного auditing society (мы оставляем здесь в стороне действительно бесполезные оценивания или исследования, проведенные с методическими промахами).
3. Т.о. развитие оценивания как общественной практики и исследовательской стратегии можно аналитически расположить на оси между полюсами “Рационализация» <–> “Легитимация”, а для дальнейшего анализа шансов ее институализации вводить новые измерения (институциональная среда данной страны, волны общественного реформирования, развитие пограничных научных дисциплин, структура поля власти и поля интеллектуального производства в их исторической перспективе, и т.д.).
4. Понимание закономерностей такого развития имеет не только отвлеченный научный интерес, но принципиально важно для тех трансформирующихся стран, которые не вошли в орбиту влияния стран и международных организаций со сложившимися институтами оценки. Для таких стран, в том числе – России и стран СНГ, существует риск поверхностного использования оценочной риторики и «вытеснение» оценивания на полюс «Легитимация».
5. Т.о., будут ли достаточны для снижения таких рисков уже известные подходы (создание национальной ассоциации и разработка стандартов оценивания, развитие программ дополнительного и магистерского образования, издание журналов и книг на родном языке и т.п.) или потребуется сделать нестандартные шаги, которые будут способствовать более рациональному использованию оценивания как трансграничной дисциплины?